Несколько лет назад мой ребенок чуть не пал от руки врача-педиатра. У мальчика третий день держалась температура под сорок, ничего не помогало. Молодой доктор нашего участка посоветовала сделать ему укол, так называемую триаду — анальгин, ношпу и димедрол. Буквально через полчаса температура спала, еще через двадцать минут у ребенка стали холодными конечности и посинели ногти. Он не мог проснуться, очень тяжело дышал. Когда приехала «скорая», выяснилось, что участковая кое-что напутала и выписала ребенку десятикратную дозу препаратов. В больнице после нескольких капельниц его привели в чувство. Медицинская карточка с записями врача (документ, который мог подтвердить медицинскую ошибку) сразу была утеряна, возможность обратиться в суд отпадала. Я рассудила, что выцарапывание глаз и вырывание волос не прибавят ей знаний, упущенных в студенческие годы, и пошла жаловаться к главврачу. Мужчина, видимо, проникся моим рассказом - вскоре она уволилась «по собственному желанию» и пошла работать на один из вещевых рынков столицы, где, говорят, работает и до сих пор.
Вскрытие покажет
- Если и можно установить врачебную ошибку, то постфактум, то есть при вскрытии, - так мне ответил на мой вопрос, просто брызгая слюной от возмущения, один знакомый врач. - И вообще - это тема для научной статьи, а не для простого обывателя!
Здесь я задумалась: ведь именно простые обыватели и становятся жертвами врачебной невнимательности... Ну, вскрытие так вскрытие. Я обратилась к главному судмедэксперту Московской области Михаилу Ривенсону. Он оказался человеком общительным и отзывчивым. А самое главное - его всерьез волновала эта же тема:
- В наше время все больше и больше больных становятся жертвами медработников. Одна из основных причин - это плохая подготовка кадров. Ни для кого не секрет, что многие студенты медицинских вузов поступают и сдают экзамены только за наличный расчет. Кого они могут вылечить после такого образования? Они и диагноз-то правильно поставить не могут! Кроме того, в последнее время из-за низкой зарплаты врачи недостаточно преданы своему делу, невнимательны к пациентам. Еще один важный момент - плохая организация контролирующей работы. В крупных городах с каждым годом растет количество судебных исков от потерпевших граждан или их родственников. А в селе жалоб мало из-за неграмотности, но там дела обстоят еще хуже. Статистику, скорее всего, вам никто не даст, хотя попробуйте позвонить в Министерство здравоохранения.
Неделю по нескольку раз в день я тщетно пыталась дозвониться до пресс-службы. И вот мне повезло: на том конце провода ответили. Однако, по словам работников пресс-службы, выходит, что наша медицина - лучшая в мире, а врачи ошибок никогда не совершают. Это все мы, наглые журналисты, выдумываем...
Халатность в халате
Неправильный диагноз, за которым неминуемо следует неверный выбор препарата для лечения — вот, по мнению экспертов, наиболее распространенная врачебная ошибка. Впрочем, неправильная дозировка лекарства, использование неисправного медицинского оборудования и осложнения при переливании крови — тоже весьма распространенные вещи. Основной недостаток наших медиков - банальная халатность. А если врач видит, что из больного можно вытянуть деньги за многочисленные исследования и процедуры (не всегда нужные), он не задумываясь сделает и это. У него ведь семья и дети... Ну а если это бесперспективный пенсионер, то существует стандартный набор лекарств. Выписал рецепт — и следующий. Мой участковый терапевт, на столе которого стоит табличка «Цветы и конфеты не пью!», говорит: «Да о какой халатности вы говорите? Может, от хирургической халатности и можно существенно пострадать, а к нам, терапевтам, ходят в основном сопливые больные с ОРЗ, бабки старые да печеночные алкоголики». На ком, мол, ошибаться?
Памятка «от врача»
Будьте начеку. Помните, что медики ошибаются не реже прочих людей. Поэтому ни в коем случае не нервируйте и не отвлекайте врача, принимающего решение или выписывающего вам рецепт. Проверьте на всякий случай поставленный диагноз и дозировку лекарств у другого специалиста, лучше у знакомого, или в крайнем случае по книжкам. Покупая лекарство, очень внимательно прочтите вкладыш. Может быть, этот дорогой препарат по ряду противопоказаний вам совсем не подходит.
Хочу еще раз напомнить, что в медицинском учреждении можно заразиться СПИДом или гепатитом при инъекции, анализе и переливании крови. Следите, чтобы медицинские работники пользовались одноразовыми шприцами и иглами. Если таковых нет, то не поленитесь, купите все необходимое в ближайшей аптеке - не экономьте на своем здоровье.
Первую дозу нового для вас лекарства уменьшайте в несколько раз против предписанной, глотайте четверть таблетки, а не целую. Перед инъекцией нового внутривенного или внутримышечного препарата пройдите проверку на аллергию. Вам должны впрыснуть малую дозу под кожу: если вы переносите лекарство нормально, через 10 минут будет лишь небольшое покраснение в месте укола.
P.S. Всему написанному выше можно противопоставить множество спасенных жизней и счастливые слезы благодарных родственников. Когда здоровье пошатнулось, мы в первую очередь надеемся на людей в белых халатах, которые когда-то давали клятву Гиппократа. Но вот беда — почему-то врачей, готовых в нужный момент бесплатно, с полной отдачей и при профессиональных знаниях прийти на помощь, остается все меньше.
В российской практике крайне редки случаи уголовной ответственности за медицинские ошибки. К ним относится следующий. 10 августа 1998 года в районной Дивеевской больнице (Нижегородская область) во время операции аппендицита погибла 35-летняя пациентка Наталья Петрова. Муж погибшей в течение двух лет обивал пороги разных инстанций. В результате на скамье подсудимых оказалась оперирующий хирург Дивеевской ЦРБ госпожа Ветчинникова, которая созналась в неправильном выборе наркоза. Женщина была осуждена по ст. 109, ч. 2 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) на 1,5 года условно, права занятия врачебной практикой не потеряла.
В ведущих японских клиниках и больницах за последние два года совершено более 15 тысяч медицинских ошибок с тяжелыми последствиями для пациентов. Об этом говорится в докладе Министерства здравоохранения Японии. Отмечается, что промахи были допущены в самых передовых с точки зрения технического оборудования медицинских учреждениях страны. В результате медицинских ошибок в больницах США ежегодно умирают от 44 000 до 98 000 человек. Это больше, чем смертность в результате автомобильных аварий (43 458), рака молочной железы (42 297) или СПИДа (16 516). В результате в Штатах в 1982 году было создано Движение в защиту жертв медицинских ошибок (AVMA), оказывающее помощь пациентам, которым был причинен вред во время лечения. Опыт AVMA показал, что очень часто попытки получить у официальных лиц статистику подобных случаев безуспешны, даже если запрос в адрес министра здравоохранения делают члены парламента.
В ведущих японских клиниках и больницах за последние два года совершено более 15 тысяч медицинских ошибок с тяжелыми последствиями для пациентов. Об этом говорится в докладе Министерства здравоохранения Японии. Отмечается, что промахи были допущены в самых передовых с точки зрения технического оборудования медицинских учреждениях страны. В результате медицинских ошибок в больницах США ежегодно умирают от 44 000 до 98 000 человек. Это больше, чем смертность в результате автомобильных аварий (43 458), рака молочной железы (42 297) или СПИДа (16 516). В результате в Штатах в 1982 году было создано Движение в защиту жертв медицинских ошибок (AVMA), оказывающее помощь пациентам, которым был причинен вред во время лечения. Опыт AVMA показал, что
Кстати
Диапазон медицинских ошибок широк, а глубина их
порой чудовищна Пациенту одной московской больницы во время операции аппендицита
вместо новокаина вкололи хлористый кальций. Пациент перенес операцию без
наркоза, а затем произошло омертвение тканей стенки живота. Пациент чудом
остался жив. В другой больнице вместо раствора для промывания больному ввели
нашатырный спирт. В результате у мужчины случился некроз кишки. Он остался
инвалидом. В одной из московских же больниц под ножом хирурга умер больной. Врач
клялся, что все сделал правильно и его вины в смерти нет. После расследования
оказалось, что во время операции отключился аппарат искусственного дыхания и
больной получал только закись азота - веселящий газ.
Приглашаю вас на мой сайт , в гостевую книгу и на
форум.